Лого
 
   

Авва Пимен Великий
(продолжение)

41. Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, - пройду мимо, ничего не говоря ему.
42. Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтоб он не дремал на бдении. Он сказал им: что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, - положу голову его на колени мои и успокою его.
43. Брат вопросил авву Пимена: в чем состоит покаяние во грехе? Старец отвечал: в том, чтоб более не делать этого греха. Непорочные и праведные потому и названы так, что оставили грехи свои и сделались праведными.
44. Опять сказал: все что выше сил (меры) - от бесов.
45. Он же, будучи спрошен, что значит сказанное в Писании: причастник аз есмь всем боящимся Тебе, сказал: Дух Святой говорит это о Себе.
46. Некоторый брат пришел к авве Пимену и в присутствии многих, сидевших тут, похвалил другого брата, сказав, что он ненавидит лукавство. Авва Пимен спросил его, что значит ненавидеть лукавство? брат пришел в затруднение и не находя что отвечать, поклонился старцу, говоря, объясни мне это. Старец сказал: ненавидение лукавства состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата своего.
47. Другой брат спросил авву Пимена о искушении от помыслов. Он сказал: находящегося в этом положении можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону себя и сосуд с водою по правую: когда он возгорится огнем, то берет воды из сосуда и погашает огонь. Огонь - семя врага, а вода - повергает себя пред Богом.
Этот способ борьбы против греховных помыслов очень действителен, и может быть употребляем, когда монах находится один в своей келлии. Его употребляла с полным успехом преподобная Мария Египетская (Житие Преподобной Марии. Четьи Минеи, 1-е апреля).
48. Он сказал: Мы и братия - как две картины. Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается пред ним достоинство брата его; когда же человек признает достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостаточным.
49. Опять сказал: Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами.
50. Опять сказал: Если уничижишь себя, то найдешь покой: потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях.
51. Сказал авва Пимен: Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее (Мф. 15, 27 и след.)? Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: во мне неправда моя (1 Цар, 25, 24), и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее. Авигея - образ души, а Давид - Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя пред Богом, то Бог возлюбит ее.
52. Брат спросил авву Пимена: что такое - высокое (Лк. 16, 15)? Оправдание, отвечал старец. Перестань оправдывать себя, и успокоишься.
53. Авва Пимен сказал авве Исааку: отвергни оправдания, и будешь спокоен в краткие дни земного странствования твоего.
54. Авва Пимен сказал: человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его.
55. Он сказал: Пребывающий с братиями своими должен быть подобным каменному истукану: подвергаясь укоризнам, он не должен гневаться; будучи прославляем, он не должен возноситься.
56. Авва Пимен сказал: если человек достигнет того состояния, о котором Апостол сказал: вся чисто чистым (Тит. 1, 15), то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами).
57. Брат спросил о том же авву Анува, пересказав ему слова аввы Пимена. Авва Анув сказал: если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего: то праведность его поглотит их. Брат спросил: какая праведность? старец отвечал: всегдашнее обвинение самого себя.
58. Авва Пимен сказал: Воля человека (пожелания его, самая сила желания, поврежденная падением) есть медная стена между им и Богом; она - камень, противобиющий (воле Божией). Если человек оставит волю свою, то этим он говорит деятельно: Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его (Пс. 17, 30-31). Но когда оправдание будет содействовать воле: тогда развращается (уклоняется с пути Божия) человек и погибает.
59. Брат спросил отца Пимена: я нашел место, имеющее все удобства для монашеской жизни: благослови мне поместиться там на жительство. Старец сказал: поместись там, где ты не будешь приносить вреда брату твоему.
60. Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его.
61. Он сказал: Полезно удаляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Удаленный же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда враг повлечет его к яме, то он имеет время и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему.
Причины греха или поводы ко греху, по мнению святого Исаака Сирского, суть: жены, вино, имущество, власть и тому подобное. Это, говорит святой Исаак, не суть собственно грехи, но они приводят ко грехам.
62. Авва Пимен, однажды идя во Египте, увидел женщину, сидящую на гробе и горько плачущую. При этом он сказал: Если со всего мира соберутся к этой женщине утешающие, то не отвлекут ее от плача: так и монах всегда должен иметь в себе плач .
63. Сказал авва Пимен: если бы не пришел Навузардан (начальник телохранителей Вавилонского царя Навуходоносора), то храм Господень не был бы сожжен. Так если не придет телесный покой: то ум не подвергнется побеждению в брани с невидимым врагом.
64. Сказали авве Пимену о некотором монахе, что он не пьет вина. На это авва сказал: монаху отнюдь не должно пить вина.
65. Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом: то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению.
66. Поведал авва Пимен, что брат спросил авву Памво: полезно ли хвалить ближнего? и что старец отвечал на это: полезнее ничего не говорить о нем.
67. Он сказал: если человек будет помнить сказанное в Писании: от словес своих оправдишеся, и от словес своих осудишися (Мф. 12, 37), то найдет, что лучше молчать, нежели говорить.
68. Сказал авва Пимен: Когда дымом прогонятся пчелы от улья: тогда обирают сладкий плод трудов их. Так и плотское успокоение изгоняет страх Божий из души и губит всякое благое делание ее.
69. Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешение брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаружим согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши.
70. Брат сказал авве Пимену: если я увижу брата, о котором я слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келлию свою, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостию. Старец отвечал ему: если ты делаешь добро брату доброму: то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует. В некотором общежитии жил отшельник, по имени Тимофей. Настоятель общежития, узнав, что один из братии подвергся искушению, спросил совета у Тимофея, что делать с падшим братом? Отшельник присоветовал выгнать его из обители. Когда выгнали брата, его брань (страстное возмущение, действовавшее в нем) перешла к Тимофею, и он пришел в опасное положение. Тимофей понял причину явления брани и начал с плачем взывать к Богу: согрешил я: прости мне! и был к нему глас: Тимофей! знай, что Я попустил тебе искушение именно за то, что ты презрел брата во время искушения его.

 

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика