Лого
 
   

Авва Пимен Великий
(продолжение)

21. Пимен Великий говаривал братии своей: Уверяю вас: куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня.
Это изречение - плод духовного видения отверженных духов и того общения, в которое человек вступил с ними при посредстве своего падения. Открылось это видение преподобному от глубокого, правильного самовоззрения, в которое он был возведен словом Божиим, своим умным деланием и Божественною благодатию.
22. Сказывал авва Исаак: Однажды я сидел у аввы Пимена и увидел, что он пришел в исступление. Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он сказал: мой ум был при кресте Спасителя в те минуты, когда при кресте стояла Богоматерь Мария и плакала; мне бы хотелось так плакать всегда.
Возлюблен был плач преподобному Пимену! Сперва плач очищает от грехов, потом начинает восхищать очищенного по временам в духовные видения (Святого Григория Двоеслова беседы на 4-й и 5-й стихи сороковой главы пророка Иезекииля.), изменяя ум, изменяя чувства душевные и телесные благодатным изменением; необъяснимым в среде плотского мудрования, превысшим всех состояний, свойственных естеству падшему. Слезы кающегося, приносящего покаяние от сознания грехов, сопряжены с горечью сердца, с болезненным действием на тело; слезы очищенного и приносящего покаяние от обилия смирения - сладостны для души, сообщают питание самому телу. Святой Исаак Сирский называет помышления и ощущения, от которых изливаются эти слезы и которыми они сопутствуются, страною радости. Они изменяют самый наружный вид лица человеческого. Входит подвижник в слезы утешения, в слезы - свидетели милости Божией, слезами горькими раскаяния во грехах, слезами болезнования о греховности своей, о своем падении, о порабощении духам отверженным, о общении с ними, о отчуждении от Бога, о усвоении вражды к Богу.
23. Брат вопросил авву Пимена о том, какое делание должно иметь иноку. Авва отвечал: Авраам, когда пришел в обетованную землю, то купил себе гроб и с гроба начал вступать во владение обетованною землею. Брат спросил: какое значение имеет гроб? Авва отвечал: это - место плача и рыдания.
Каждому иноку должно устроить свое жительство так, чтоб это жительство имело качество жительства во гробе. Этого можно достигнуть удалением от свободного обращения, от ненужных выходов из келлии, от празднословия и многословия, от внимания к чужим делам, в особенности от осуждения и злоречия, от праздности, мечтательности и суетных размышлений. Удаление от этих видов греха дает возможность сосредоточиваться в себе и заниматься внимательною молитвою. Внимательная молитва рождает умиление, плач и слезы.
24. Брат спросил авву Пимена: что делать мне со страстями моими, возмущающими меня? Старец сказал: будем всеусильно плакать пред благостию Божиею, доколе она не сотворит милости с нами.
25. Брат спросил авву Пимена: что делать мне со грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, - и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это - путь покаяния, преданный нам писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.
26. Авва Пимен сказал: Плач - сугуб: делает и хранит.
27. Однажды авва Пимен шел с аввою Анувом в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, терзающуюся и горько плачущую над могилою, они остановились послушать ее. Потом несколько отошедши, встретили прохожего, и спросил его святой Пимен: что случилося с этою женщиною? отчего она так горько плачет? Прохожий отвечал: у ней умерли муж, сын и брат. Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: говорю тебе: если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха - плач.
Это значит: не стяжавши плача, невозможно сосредоточиться и уединиться в себе, невозможно стяжать истинного сердечного безмолвия, освобождающего от всех страстей. Монах значит уединенный, и тот только истинно уединен, кто уединен сам в себе.
28. Брат спросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: когда Бог посетит нас призывом в вечность: тогда что озаботит нас? Брат отвечал: грехи наши. Старец сказал: и так войдем в келлии наши; уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас.
Здесь говорится о воспоминании о грехах, соединенном с плачем о них.
29. Когда скончался авва Арсений Великий, - святой Пимен, при вести о этой кончине, прослезившись, сказал: блажен, авва Арсений! потому что ты плакал о себе в жизни сей! Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках.
30. Сказал авва Пимен Великий: Давид написал Иоаву (своему военачальнику, осаждавшему столицу Аммонитян) укрепи брань твою на град, и раскопай и (2 Цар. 11, 25). Также Иоав говорил своим воинам: Мужаимся и укрепимся о людех наших и о градех Бога нашего, и Господь сотворит благое пред очима Своима (2 Цар. 10, 12).
Первое сказано о том, чтоб мы с постоянством боролись против греха, несмотря на неудачи и поражения в этой борьбе. Второе сказано о том, чтоб мы мужественно очищали наши свойства от примеси греха и старались освободиться из порабощения греху, несмотря на всю трудность этого подвига.
31. Брат сказал авве Пимену: вижу, что где бы я ни был, обретаю помощь. Старец сказал: "тем, которые имеют меч в руках своих, Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры: то Он сотворит с нами милость".
32. Авва Пимен сказал: "Не открывай совести твоей тому, к кому не извещается сердце твое".
33. Брат спросил авву Пимена: что мне делать со смущениями, возмущающими меня? Старец сказал ему: будем плакать всеусильно пред благостию Божиею, доколе Бог не сотворит милости с нами.
34. Авва Пимен сказал: Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва.
35. Еще сказал: Лукавство человеков (т.е. бесов) сзади их сокрыто: по этой причине нужно сердечное трезвение.
36. Авва Пимен сказал: Три главные делания необходимы: бояться Бога, делиться и делать добро ближнему.
37. Еще сказал: Отврати очи твои еже не видети суеты (Пс. 118, 37): потому что освобождение очей убивает душу.
38. Еще сказал: Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым: так душе должно быть всегда готовою противостать бесу блудному.
39. Брат спросил авву Пимена, говоря: что делать мне? я борим блудною и гневною страстями. Старец отвечал: в разрешение этого вопроса Давид сказал, что он льва поражал и умерщвлял, а медведя удавлял (1 Цар. 17, 35). Это значит: гнев должно отгонять и истреблять, а плотское вожделение удавлять воздержанием.
40. Сказал авва Пимен: Писание говорить яже видеста очи твои глаголи(Прем. 25, 8), а я говорю вам: если и руками вашими осязаете что, то и о том не свидетельствуйте. В подтверждение этому авва привел следующий случай: некоторый брат был обманут, таким образом, он увидел ближнего своего грешащим с женою. Долгое время он боролся с своим помыслом. Наконец, победившись, подошел к ним и толкнул их ногою, говоря: перестаньте! Тогда оказалось, что это были два пшеничные снопа, лежавшие один на другом.

 

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика