Лого
 
   

Статьи. Очерки. Воспоминания

 

 

ПОСТРИГ  В  ВЕЛИКУЮ  СХИМУ

 

После 100-летнего юбилея здоровье матушки заметно ухудшилось. К весне она согласилась лечь в свой родной институт для обследования и лечения.  Ей выделили отдельную, маленькую одноместную палату, которая преобразившись, превратилась в небольшую келейку с образочками, зажженными свечами и лампадкой. Несмотря на предпринятое лечение, матушке не становилось  лучше. Особенно было больно и тяжело смотреть, когда она начинала задыхаться, как будто ей не хватало воздуха. Не очень помогал и аппарат, который использовали, чтобы улучшить функцию дыхания. После приступа удушья матушка очень слабела, сердце не справлялось с нагрузкой. Мы все были  очень обеспокоены матушкиным состоянием. Вот здесь и было принято решение о постриге в великую схиму.

Вопрос о принятии великого ангельского образа уже поднимался перед матушкой, но она, считая себя недостойной, всякий раз отказывалась.  Помню разговор на эту тему с одним лаврским монахом, к которому обращались с такой просьбой. Но, когда он услышал, что матушка пока не согласна, предложил подождать. Теперь, как нам казалось, ждать уже было нельзя. Поэтому близкие чада, тайно от всех стали готовить постриг. Шел Великий пост, весна души – как его называют, а матушка больна и ее состояние не улучшалось.

В преддверии Великого Четверга ко мне обратились  с просьбой подежурить в больнице, т.к. около матушки было установлено постоянное дежурство. Я с радостью согласилась, несмотря на плохое самочувствие. Матушка лежала в постели, слабенькая, но очень светлая. Мы с ней почитали недавно вышедшую из печати книгу «Святитель Игнатий  Богоносец Российский», принадлежавшую ее перу. Когда матушка задремала,  я нашла медсестру и попросила сделать мне обезболивающий укол,  чтобы выдержать дежурство до конца. Мне не было известно, что именно на этот день назначен постриг, я несла обычное рядовое дежурство, когда приехали сестры Ольга Никонова и Надежда Ревзина, а с ними игумен Петр (Пиголь) и  протоиерей Игорь  Киреев  из Высоко-Петровского монастыря. Мне не известно, знала ли сама матушка о готовившемся постриге, мы с ней это не обсуждали. Но еще задолго до этого момента она просила меня присутствовать во время ее пострига.

Так ли сложились обстоятельства или Господь услышал матушкину просьбу, но мне выпала честь присутствовать при ее постриге. По незнанию последования пострига в великий ангельский образ, я многого не понимала, но та строгость и торжественность, которая соответствовала высоте принимаемых обетов, коснулась моего сердца. На глазах навернулись слезы. А когда матушку облачали в одежды и одевали остроконечный куколь, украшенный 5-ю крестами, во мне все как будто замерло.

После пострига в Великую схиму, 22.04.2003 г.

 

Новое имя в постриге у матушки осталось Игнатия, но в честь ее духовного отца – преподобномученика схиархимандрита Игнатия (Лебедева). Так наша дорогая матушка сподобилась пострига в великий ангельский образ, чтобы соединившись со Христом, принять совершеннейшее отчуждение от мира.

В это время мною были написаны стихи «Схимница», посвященные дорогой матушке. В келье у матушек, в святом углу находилась дивная икона Образа Спаса Нерукотворного. Это был образ на холсте, достаточно большой, написан он был одним из великих русских старцев – схиигуменом Германом (Гомзиным, 1844-1923 гг.), устроителем и настоятелем Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Матушка очень трепетно относилась к этому образу. Когда мы ее посещали, она всегда напоминала нам, чтобы мы благоговейно приложились к этой иконе.

 


Ты гори, гори лампада,
Освещая Лик Святой,
Ничего душе не надо,
Если рядом Спас с тобой.
Тихо, мирно и покойно
В кельи матушки родной.
Схимонахиня на ложе
Четки двигает рукой.
Телом старица слабеет,
Крепнет схимница душой,
И возносятся молитвы
До небес за нас с тобой.
За Россию и за веру
Молит матушка Творца.
Чтобы  крепла и светлела
Наша русская земля.
Я у ног ее присяду,
Посижу и помолчу,
И, согревшись теплым взглядом,
Как награду унесу.
Ты, прости меня, родная,
Что так мало помогла,
Не была с тобою рядом,
В труд с тобою не вошла.
Знаю, ты меня услышишь,
Все поймешь и все простишь,
И печаль вдруг станет тише,
Даже, если ты молчишь.
Ты гори, гори лампада,
Освещая Лик Святой.
Мне так важно и отрадно
Рядом быть всегда с тобой.
Тихо, мирно и покойно
В кельи матушки родной;
Целый век на скромном ложе
Ты ведешь незримый бой.     
30.09.2003 г.

ПОСЛЕДНЯЯ  БОЛЕЗНЬ

 

После пострига в великую схиму состояние здоровья матушки стало улучшаться, хотя, конечно, она была еще очень слаба, но появилась возможность выписать  ее домой. Переезд матушка перенесла мужественно, хотя была в полном телесном изнеможении. Дежурства еще продолжались. Очень помогало то, что рядом были медики: племянница матушки – Эльвира (Елена в крещении) Вячеславовна Путова и близкий друг и ученица – Зоя Сергеевна Земскова. Они обе были сотрудниками ЦНИИТа и врачами. Эльвира посвятила уходу за матушкой  целый месяц своего отпуска. Она была неотступно с тетушкой, отдавая ей каждую минуту – и результат был удивительный. Матушка стала набираться сил, ходить по квартире и даже принимать гостей. Весна, вступившая в свои права, тоже помогала выздоровлению. В комнатах появилось солнце, стало как-то веселее, светлее и радостнее. Матушка, очень любившая природу и тонко ее чувствовавшая, начала оживать вместе с весной. Она даже смогла летом выехать к себе на дачу на некоторое время, что еще больше укрепило ее здоровье.

К началу учебного года в воскресной школе матушка приняла решение продолжить преподавание. Она так объясняла свое решение: «Надо и в схиме немного послужить Господу». Настоятель храма протоиерей Николай благословил её читать курс лекций о св. Апостоле Павле. Матушка сначала была удивлена, т.к. хотела читать курс по гимнографии, но со смирением приняла и это послушание, согласившись с тем, что выбор был сделан правильно.  Помогала в подготовке к занятиям Зоя Сергеевна Земскова. Она приезжала заранее, в определенный день и читала матушке подобранный материал, делая небольшие отметки крупным шрифтом, т.к. зрение у матушки так ослабло, что она могла читать текст, написанный только крупными буквами.

Матушка приезжала на занятия через субботу и в течение получаса знакомила нас (старшую группу) с миссионерскими путешествиями и  апостольскими трудами Апостола Павла. Так было до декабря 2003 года когда,  прочитав свою последнюю лекцию 6 декабря 2003 г., под праздник памяти святой  великомученицы Екатерины, она вскоре ночью упала, сломав шейку бедра.

В первую неделю болезни мы не могли понять, что произошло. Если упала, ушибла ногу, то со временем все пройдет. Только после посещения хирурга стало  всем ясно, что произошло несчастье. Хирурги настаивали на госпитализации и операции. Но возраст ?! После долгих колебаний и согласия самой матушки, все-таки решились на операцию, которую провели в отделении травматологии московской городской больницы № 57. Находилась матушка в обычной 4-местной палате, а мы снова установили дежурство. Конечно, всегда и  на все случаи жизни мы брали благословение у отца Николая, и здесь оно тоже было получено.

В день операции мы все сугубо молились, и произошло чудо.  Матушка не только благополучно перенесла операцию, но сама операция прошла удивительно удачно, без осложнений. Снимки, сделанные после операции, показывали студентам как идеальную операцию на больной в таком преклонном возрасте. К прооперированной матушке стали приводить студентов, чтобы продемонстрировать прекрасный результат. К ней изменили отношение все врачи и весь персонал, хотя она продолжала оставаться сама собой. Позже врач-анестезиолог вспоминал, что после операции матушке подключили аппарат искусственного дыхания, но как только она пришла в себя, то сразу стала всех благодарить.

Рождество Христово 2004 г. матушка провела в больнице. Вспоминаю, как она просила меня спеть тропарь Рождества Христова. Я отказывалась, уверяя, что не имею голоса, на что она опечалившись заметила, что совсем не чувствуется праздник. Но тут пришли со службы несколько посетителей с подарками, спели тропарь все вместе и, как мне показалось, настроение у больной  стало лучше.

Процесс заживления и восстановления проходил хотя и не очень быстро, но матушка уже могла сидеть на кровати и даже чуть-чуть постоять около нее. Вот в таком состоянии ее выписали домой. Дежурства продолжались, мы старались всячески облегчить матушке ее положение. Но ходить у нее не получалось, хотя были приобретены ходунки, а затем и коляска. Матушка могла только сидеть на кровати.

Здесь ее причащали священники, приходившие из храма преподобного Пимена Великого, здесь проходила вся ее жизнь.

О. Владимир Гавриков и схм. Игнатия после причастия

 

Изменений в состоянии здоровья почти не происходило, несмотря на все старания врачей и сестер. Матушка скорбела, что лишена возможности посещать храм, богослужения, что не может выходить на воздух. Чтобы хоть как-то утешить больную, приподнять настрой её духа, посещали ее и старшие ученицы воскресной школы.

Ученицы Лена и Катя с матушкой.

 

Иногда в праздник приезжали из Пименовского храма сама регент, м. Людмила Малькова, или кто-то из певчих, чтобы пропеть что-нибудь из праздничной службы матушке в утешение.

В это непростое для себя время матушка обращалась за молитвенной помощью к настоятельнице Горненской обители в Иерусалиме игумении Георгии (Щукиной) со словами: «Изнемогаем, просим Ваших постоянных молитв, не оставляй, помни, молись».   

Мы с мужем, по просьбе матушки, приобрели кассету с голосами певчих птиц, чтобы она хоть на малое время прикоснулась к живительным звукам природы. Она часто рассказывала, что именно явления природы, ее краски, ее величие и непостижимость, давали толчок к духовным размышлениям, к особой молитве,  чувству любви и благодарности Господу за красоту и совершенство мироздания.

Шли дни. Изменений к лучшему в здоровье матушки не происходило. Подошла летняя пора, когда мы выезжали с дочкой в деревню, где был у нас небольшой домик. Было и трудно и скорбно оставлять матушку в таком состоянии, но она, понимая, что летом дети должны набираться сил, отпустила нас, благословив на дорогу. Тогда сотовых телефонов у нас не было, и когда мы бывали в районном городке, то нам удавалось дозвониться и услышать дорогой голос матушки. Мы договорились  с сестрами, что в случае особой необходимости, они сразу сообщат нам.  Мы оставили ряд телефонов наших знакомых, у которых была постоянная телефонная связь с Москвой. Лето проходило в напряженном ожидании и предчувствии чего-то скорбного. А когда мы нашли на подоконнике мертвую певчую птичку, то настроение у нас совсем испортилось. Хотя мы знали, что приметам верить нельзя, но вид мертвой птички вызывал жалость и тревогу.

И вот уже в начале августа я услышала на другом конце телефонной трубки вопрос: «Вы когда приедете? У матушки плохо с сердцем». Мы стали собираться в дорогу и в середине августа вернулись в Москву. Сразу позвонив домой матушке, мы попросили дать возможность подежурить  у нее или хотя бы посетить. Мы пришли с дочкой и оказались у матушки не одни. Рядом стояла и ухаживала племянница Эльвира Вячеславовна. Матушка нас не видела, тогда Эля, указав на нас, сказала: «Матушка, смотрите, кто пришел – Антоша». Матушка повернула голову и грустно-грустно сказала: «Ах, Антоша, Антоша», – вкладывая в эти слова что-то очень сокровенное, что она могла сказать только мне одной наедине. Я заплакала, увидев, как матушка ослабла и изменилась, за эти несколько месяцев. Поговорить нам друг с другом так и не удалось. Приходила я еще несколько раз. Эля всегда была с тетушкой. Помню, как мы варили легкую геркулесовую кашку и поили свежим яблочным соком. Матушка хотя и ела, но уже очень мало.

Последнее мое дежурство было назначено на день перед матушкиным упокоением. Мы с дочкой готовились быть у постели матушки весь день и всю ночь, но произошли изменения в графике дежурств, и нас попросили быть на дежурстве на следующий день. Но в ночь на 29 августа 2004 г. матушки не стало. Так нам и не пришлось попрощаться с матушкой перед ее кончиной. Рано утром нам позвонили сестры, дежурившие у постели матушки и попросили привезти деньги, которые матушка собирала себе на похороны и благословила хранить их в нашем доме. Мы поняли, что матушка от нас ушла в вечные обители. Мы собрались с мужем и поехали помогать в оформлении похорон.

Перед тем, как начать оформление в агентстве, мы с мужем заехали в храм преподобного Пимена Великого, где сообщили отцу Николаю о случившемся, взяли его благословение на последующие действия, конечно, получив исчерпывающие наставления, как все лучше организовать. Чем мы и руководствовались, занимаясь организацией похорон.

В доме матушки, у тела усопшей совершались панихиды, сестры поочереди читали псалтирь. Одну из первых панихид отслужил епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), ныне епископ Дмитровский, викарий святейшего Патриарха Кирилла. В течение первого дня все было оформлено, и к вечеру второго дня гроб с телом новопреставленной схимонахини Игнатии был установлен в центре Пименовского храма. У гроба покойной всю ночь читали псалтирь.

Ночь прошла спокойно. А 31 августа 2004 года совершалась последняя земная литургия, на которой присутствовала матушка. Храм был полон, собрались не только прихожане храма, любящие чада, ученики воскресной школы, сотрудники ЦНИИТа, но и специально приехавшие из монастырей монахи и монахини: о.Варнава (Столбиков) – насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни приехал с хором православных солдат, которые пели на клиросе; о. Игорь (Киреев) из Высоко-Петровского монастыря; о. Михаил (Серопегин) – настоятель Благовещенского храма г. Касимова Рязанской епархии, прежде служивший чтецом и алтарником в Пименовском храме и преподававший в воскресной школе вместе с матушкой; монахи из Оптиной пустыни; инок Всеволод (Филипьев, ныне монах Салафиил) – духовный писатель, поэт, член Союза писателей России, сейчас подвизающийся на Святой Горе Афон; матушка Зосима (Верховская) – из Троице-Одигидриевой-Зосимовой пустыни, которую основал старец Зосима Верховский (родственница старца Зосимы) и многие другие.

Гроб матушки утопал в цветах, а мы – в слезах. После заупокойной литургии чин отпевания схимонахини Игнатии совершил настоятель храма преподобного Пимена Великого протоиерей Николай Петров в сослужении собора священников.

Отпевание схимонахини Игнатии 31.08.2004 г.

 

 

 

"Со святыми упокой... "

 

Панихиду на Ваганьковском кладбище служит о. Варнава

 

 

Упокоилась матушка Игнатия на Ваганьковском кладбище рядом с могилой дорогой своей мамы Кати (монахини Авраамии), где и был поставлен первый деревянный крест.

 

У могилы матушки, 9-й день.

Трижды на могиле матушки воздвигался православный крест, и трижды его убирала её родная племянница. Теперь место упокоения схимонахини Игнатии  не обозначено крестом, т.к. по мнению племянницы деревянный крест вносит диссонанс с памятником м. Авраамии и другими крестами на могилах матушкиных родственников. И об этом наша печаль…

Поминальная трапеза, устроенная в квартире м. Игнатии в день ее похорон, была для меня особо отмечена. Как бы в утешение мне, в любимом матушкином кресле, на котором я сидела, оказался  футляр для очков, а в нем– о чудо!– листок со стихами, да какими!?

 

На случай, если я уйду
В какой-то час, в какой-то день,
Как в сумерках в лесном пруду
Растает от березы тень.
Как в луже капелька дождя
Смешалась с множеством других,
Так я смешаю уходя
Следы со множеством чужих.
В букете маленький цветок
Неярок, скучен, неприметен,
Так в тысячах земных дорог
Мой путь невзрачный незаметен.
Зимой холодная земля
Не помнит яблоней в цвету,
И все же: вспомните меня,
На случай, если я уйду…

Все другие дни поминовения матушки мы отмечали в храме преподобного Пимена Великого. При настоятельстве протоиерея Николая Петрова (отошедшего ко Господу 17.08.2009 г.)  поминальная трапеза после литургии устраивалась в домике, где располагается приходская воскресная школа.   

В дни сугубого поминовения матушки мы посещаем ее – стоим за оградой могилки (внутрь участка не пускает замок на ограде), и все панихиды совершаются священниками за этой оградой. Но мы не унываем, а возносим свои молитвы ко Всемилостивому Господу, Который все видит и все устрояет всем во благо.

Панихиду у могилки матушки на 40й день служит о. Владимир Гавриков.

 

 

На сороковой день своего упокоения матушка мне приснилась в тонком сне и рассказала, что была такая святая Феодора, которая молилась своему усопшему духовному отцу, и по его молитвам перед Господом получила исцеление и помощь.

Поминаем мы  матушку в день ее рождения – 1 февраля н.с.; 2 января н.с. – в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца; 23 февраля н.с. – в день мч. Валентины (в память мирского имени Валентины Ильиничны Пузик); 29 августа н.с. – в день упокоения схимонахини Игнатии и 11 сентября н.с. – в день преставления прпмч. схиархм. Игнатия (Лебедева), в  память ее духовного отца, имя которого она получила при постриге в великую схиму.

Хотя матушка Игнатия и ушла от нас в вечные обители, но мы чувствуем, что она всегда с нами. Вечная ей память, вечный покой и Царствие Небесное.

 

У Ч И Т Е Л Ю

Посвящается схимонахине Игнатии

Я знаю, и верю – ты рядом со мной,
Хотя ты ушла в светозарную вечность.
Остались молитва, духовный настрой
И наши беседы – о личном, о вечном.
Я помню улыбку твою и глаза,
Походку, движенья и голос привычный,
Когда на звонок мой: «Жива я, жива», -
Ты мне перед сном отвечала обычно.
Мне дорого все: каждый миг, каждый штрих,
Что щедро ты мне подарила при жизни.
Мой мудрый учитель, все сердце хранит,
И любит, и плачет, скорбя безгранично.
Живу без тебя, хотя все же с тобой,
Сверяя свой шаг, с тем чему ты учила,
И тихая радость, и мирный покой
Меня посещают, чтоб я не грустила.
И знаю, и верю – ты рядом со мной.
Мой искренний друг, моя мать, мой учитель.
И в скорбной молитве: «Рабу упокой…»-
И знаю, и верю, что слышит Спаситель.

 

Э П И Л О Г

 

Схимонахиня Игнатия была ровесницей века. Она даже давала интервью под  названием «Мой ХХ век», в котором, отвечая на вопросы, кратко, но с любовью, рассказала о событиях, участницей или свидетельницей которых ей судил быть Господь.    

За свой столетний жизненный путь она молилась на богослужениях пяти патриархов. Большой радостью первых революционных лет было служение Святейшего Патриарха Тихона (Белавина, 1917-1925), вновь избранного после длительного синодального периода. Матушка писала, что народ  нежно любил  его и с радостью посещал его богослужения. Помнила матушка и полученное от святителя Тихона благословение и его участие в похоронах протоиерея Алексея Мечева (ныне прославленного в лике святых), участницей которых она тоже была; рассказывала о скорбных похоронах святителя Тихона в Донском монастыре, и о тысячах православных христиан, желавщих проститься с любимым архипастырем.

Вспоминала матушка и о больших скорбях, которые были связаны с изъятием церковных ценностей, и арестах. Особенно скорбными были 30-е годы, когда не только многие священники и духовенство подвергались арестам, но и простые прихожане. Пострадал и матушкин духовный отец – преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев), который был арестован 11 апреля 1935 г. и закончил свою земную жизнь  29 августа 1938 г. в лагере близ станции Алатырь в Чувашии.  

Преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев),

память 12 сент. н.ст. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

Годы Великой Отечественной войны матушка провела в Москве. Она вспоминала, как «под грохот пушек, под грохот орудий» она находилась в храме Елоховского собора во время Божественной Литургии, т.е. служба не прекращалась. Хотя война накладывала свой тяжелый  отпечаток на всю жизнь, и местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) был эвакуирован из Москвы, службы в храмах совершались. «Не все храмы тогда, – говорила матушка, – были отданы нам православным, так как многие живоцерковники захватывали  крупные храмы, и особенно они захватывали  церкви на кладбищах, куда мы естественно не ходили, и я помню, что я не бывала на моем  (Ваганьковском) кладбище, пока оно не стало православным».

Вспоминала матушка и голод во время войны, когда к концу 1941 г. они с мамой почти умирали с голоду. Им было выдано по какой-то мере крупы, и это было все. И они это мужественно вынесли.
Проходили годы войны, трудные, суровые, местоблюстителя патриаршего престола Сергия вызвали в Москву и его сподобили чина Патриарха. Матушка вспоминала о молитвенной тишине и скромности присущей всем службам Патриарха Сергия. У матушки есть даже воспоминания о Святейшем Патриархе Сергие.

Следующим Патриархом, которого матушка считала особой личностью, оказавшей своим служением на нее большое влияние, был Святейший Патриарх Алексий I (Симанский). О нем ею тоже были оставлены воспоминания. Вот небольшой отрывок из этих воспоминаний:

«Чем были, эти Литургии, Которые совершал Святейшей? – Проповедью Радости, высочайшего счастья недвижимого пребывания и полноты в Боге. В своем слове  Святейший и сам вещал, что человек не может жить без радости, и его служение было воплощением этой мысли – зовом к Радости во всей полноте дарованной ему благодати.

Теперь приходится вспоминать, а в свое время доводилось испытать, как воистину время кончалось за божественной Литургией, совершаемой Святейшим Патриархом Алексием, и имела значение только блаженная некончаемая  Вечность, с иным, чем на земле, исчислением периодов и сроков».

Святейший Патриарх Алексий I (Симанский)

Матушка Игнатия вспоминала, что в патриаршество Алексия I (1945-1970) храмы неуклонно наполнялись народом – люди прибывали и прибывали, ощущая высокую духовную радость служения Святейшего. Первосвятительское служение Патриарха Алексия I продолжалось 25 лет. За это время Святейший  смог дать духовное руководство и определенное молитвенное направление многим москвичам. После его кончины в 1970 г. Предстоятелем Русской  Православной Церкви стал Патриарх Пимен (Извеков, 1971-1990), а затем – Патриарх Алексий II (Ридигер, 1990-2008), при котором значительно увеличилось число восстановленных и вновь возведенных храмов и монастырей.

По мнению матушки, восстановление патриаршества «дало толчок к большему раскрытию мира, недр Церкви, ее молитвы, ее больших объятий, ее большого значения для человека».

Если бросить панорамный взгляд на прошедший ХХ век, то можно проследить, что матушка Игнатия была участницей многих важных событий. К примеру, 1000-летие крещения Руси, праздновавшееся в Даниловом  монастыре, на которое матушка получила приглашение. Или торжества в честь 2000-летия Рождества Христова – на юбилейное заседание Московской Патриархии, которое состоялось 15 декабря 1999 г. в Государственном Кремлевском Дворце, матушка тоже была приглашена. Кроме того, накануне 2000-летия Рождества Христова она совершила паломническую поездку в Иерусалим, Вифлеем и к множеству святынь, связанных с земной жизнью Спасителя. 

 

Как же закончить мое повествование о незабвенной и столь дорогой моему сердцу старице? Она раскрыла передо мной и многими другими верующими людьми свое сердце, полное любви ко Господу и сумела передать и нам живую веру в Господа, навык искренней молитвы, любовь  к Божественной Литургии, опыт ощущения вечности за Божественной Литургией и бескорыстную любовь к ближнему!

Низкий земной поклон, тебе дорогая матушка, за то, что ты была в моей жизни, щедро делилась теплотой  своего любящего сердца, бесценным духовным опытом и знаниями, исполняя заповедь Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28:19). 

 

Букет

 

 

 

Краткая биографическая справка.

 

Схимонахиня Игнатия – Валентина Ильинична Пузик,  родилась 1 февраля 1903 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего Илии Яковлевича Пузик и Екатерины Севастьяновны Абакумцевой, портнихи по профессии.

Окончила в 1926 г. Московский Государственный Университет, биологическое отделение, и почти всю жизнь, до конца 1970 г., проработала  в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза (ЦНИИТ). Профессор, доктор биологических наук, ученый с мировым именем, посвятившая научную деятельность исследованиям в области патоморфологии туберкулеза.

С 1924 г. стала духовной дочерью старца Агафона – в схиме архимандрита Игнатия (Лебедева, 1884-1938), преподобномученика, старца Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, прославленого в лике святых в 2000 г.

В 1928 г. приняла тайный монашеский постриг в рясофор, в 1939 г. – в мантию, а в 2003 г. – в великую схиму.

Духовный писатель, гимнограф, составитель последований служб многим святым, преподаватель воскресной школы при храме преподобного Пимена Великого – ровесница века, публиковалась под псевдонимом Петровская.

Скончалась 29 августа 2004 г. Погребена на Ваганьковском кладбище в Москве рядом с могилой матери, монахини Авраамии.

 

 

Список изданных книг схимонахини Игнатии (Петровской)

  1. «Монашество последних времен». Москва 1998 г., Издательство им. Игнатия Ставропольского.
  2. «Старчество на Руси». Москва 1999 г., Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  3. «Старчество в годы гонений». Москва 2001 г., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  4. «Святитель Игнатий Богоносец Российский». Москва 2003 г., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  5. «Церковные песнотворцы». Москва 2005 г., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  6. В составе сборника «Путь к совершенной жизни»: «О Русском старчестве» и «Старчество на Руси»,  2005 г., Издательство ПСТГУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизайн и разработка ©  2012 - SNG-STM

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика