Лого

 

 

Ближайшие окрестности Сущёвских слобод

 

Облик прилегающих к Екатерининскому парку территорий неузнаваемо изменился при подготовке к московской Олимпиаде 1980 г., когда здесь были сломаны целые исторические кварталы. Сохранился особняк, принадлежавший родоначальнику известной цирковой династии Владимиру Леонидовичу Дурову – здание в стиле модерн (архитектор А.Е.Вебер, 1894), к которому пристроено современное здание «Уголка Дурова» (ул. Дурова, 4). Здесь в 1910-е гг. были организованы музей и научная лаборатория, где Дуров вел наблюдение за поведением животных и разрабатывал свою систему дрессировки. В гостях у Дурова бывали Ф.И.Шаляпин, В.И.Качалов, К.С.Станиславский.

За Олимпийским стадионом в бывшей Напрудной слободе, названной так по притоку Неглинки – реки Напрудной – и находившемуся здесь одноименному дворцовому селу Ивана III с охотничьими угодьями и прудами с птицей, чудом сохранился один из древнейших московских храмов – церковь св. мученика Трифона в Напрудном. С ее строительством в конце XV века (точная дата неизвестна, 1492 г. называется как возможная датировка) связывают предание о том, как сокольник Трифон Патрикеев упустил на охоте царского сокола и, боясь царского гнева, горячо молился своему небесному покровителю, прося помощи в поисках птицы. Она была поймана на месте, указанном явившимся сокольнику во сне мучеником Трифоном. В память о чудесном спасении Трифон Патрикеев построил белокаменный храм в честь своего небесного покровителя. С тех пор на Руси мученика Трифона, широко почитаемого в православном народе как скорого помощника в нуждах и скорбях, часто изображают в виде всадника на белом коне с птицей на руке. Такая фреска находилась и на стене храма.

 

Церковь св. мученика Трифона в Напрудном.
(фото 2013 г.)

Икона св. мч. Трифона с частицами мощей. Хранится в церкви иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

 

Храм неоднократно перестраивался и расширялся, в 1930е гг. он был закрыт и находился под угрозой разрушения. Нынешние его пропорции – плод реставрации 1940х гг. – воспроизводят древний облик. Чудотворная икона с тремя ковчежцами с частицами мощей святого, присланными в 1803 г. в дар из Черногории, была перенесена в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, где находится и поныне – в киоте у левой солеи. В 1980-е гг. в честь мученика Трифона в Знаменском храме освящен приставной престол, а ныне действующий храм мч. Трифона в Напрудном приписан к Знаменской церкви. По имени храма названа Трифоновская улица, проложенная по течению реки Напрудной от 1-й Мещанской улицы (нынешнего Проспекта мира) в сторону Сущёва.

За храмом мч. Трифона на большом участке вдоль нынешней улицы Щепкина (бывшей 3-й Мещанской) располагается комплекс зданий Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ) – бывшей Старо-Екатерининской больницы. Больница была открыта в 1776  г. после эпидемии чумы по указу Екатерины II в зданиях размещённого у городской черты карантинного дома. Крупнейшая в Москве городская клиника принимала бедных («чернорабочего класса людей») и служила учебной базой для студентов медицинского факультета Московского университета.

 

Старо-Екатерининская больница с храмом (фото нач. 20 в.)
Старо-Екатерининская больница с храмом (фото нач. 20 в.)

 

При больнице в 1899 г. был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм в «русском стиле» был заложен в 1896 г. в память коронования императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (арх. В.П.Десятов, ул. Щепкина, 61/2, стр.25). Он был двухэтажным, придел на первом этаже посвящен св. Павлу Исповеднику, Патриарху Константинопольскому, небесному покровителю отца храмоздателя фабриканта А.П.Каверина. Богослужения возобновились в 1996 г. На территории больницы был освящен также небольшой деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» (1881) и храм Воскресения Словущего – при детском приюте для брошенных детей (1894). Эти здания сохранились.

Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
 (фото 2013 г.)

 

Эта территория входила в состав соседней Мещанской слободы, названной так потому, что здесь в ХVII веке селились горожане – переселенцы из западных городов Российской империи (от польского слова «месчане» - т.е. горожане). Рядом с больницей – редкий памятник деревянной усадебной застройки допожарной Москвы, дом великого русского актёра Михаила Семёновича Щепкина (ул. Щепкина, 47). Здесь он жил в свои последние годы в окружении большой семьи.

Отпевали Щепкина в 1863 г. в находящейся напротив нынешнего дома-музея церкви свт. Филиппа, митрополита Московского – в храме, построенном на месте торжественной встречи 9 июля 1652 г. мощей святителя Филиппа (в миру Феодора Колычева, 1507-1569) при перенесении их из Соловецкого монастыря в Успенский собор Кремля (там они находятся и поныне). За мощами на Соловки ездил митрополит (будущий Патриарх) Никон,  встречал их во главе вышедшего из Кремля крестного хода молодой царь Алексей Михайлович, принесший тогда публичное покаяние за содеянное по приказу Ивана Грозного жестокое убийство святителя и просивший святого «прийти к нам за его покаяние и нашего ради прощения».

Нынешний великолепный храм-ротонда в стиле раннего классицизма был построен по проекту М.Ф.Казакова в 1777–1788 гг., колокольня и трапезная возведены в 1750-е гг. Приделы освящены во имя Алексия, Человека Божия (1710) и  Преподобного Сергия Радонежского (1827). Паломники, шедшие по «святой дороге» в Троице-Сергиеву Лавру, заходили сюда поклониться святыням и получить благословление на путь от Преподобного Сергия. Следующей остановкой была часовня у Крестовской (бывшей Троицкой) заставы, находившейся на расстоянии версты от Филипповского храма. Здесь находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый в память о встрече мощей и остановке на этом месте крестного хода ввиду внезапной кончины престарелого митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама, шедшего из Кремля навстречу мощам свт. Филиппа. Об этом свидетельствует  надпись, сохранившаяся на обратной стороне Креста, ныне также хранящегося в храме иконы Божией Матери «Знамение».

 

Поклонный Крест из часовни у Крестовской заставы
Дубовый Филипповский Крест (1652), на обратной стороне которого присутствует врезная надпись:
«от лет многих сокровенно бысть неистощимое сокровище вскрай Российского государства, во отоце Акиан моря, во острове Соловецком, изволением всесилнаго в Троице славимого Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя Его Матере, лета 7160 (1652) июля в 9 день, сотвори сретение многоцелебных мощей новаго чудотворца Филиппа митрополита Московского и всея руси благочестивый Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайловичь всея Руси с чудотворными иконами с Митрополиты, со Архиепископы и со освященным собором, с Князи и бояры и со всеми православными Христианы, не дошед восприятия мощей его, на сем месте преставися преосвященный Варлаам Митрополит Ростовский и Ярославский».

 

Фото Мещанской улицы и часовни «У Креста» (фото 1910-х гг.)
Мещанская улица и часовня Животворящего Креста (фото ок. 1915 г.)

 

Часовня разрушена в 1929 г. (на ее месте дом № 71 по проспекту Мира). Она была приписана к известному московскому храму – церкви Живоначальной Троицы, что «на Капельках» (1708–1712), построенной на пожалованные Петром I, царицей Екатериной Алексеевной и царевичем Алексием средства и на сборы прихожан на месте сгоревшей деревянной. В память об участии царской семьи в храмоздательстве царские врата были увенчаны короной. Храм стоял на углу Мещанской улицы и Капельского (бывшего Троицкого) переулка, названного по протекавшей здесь речке Капельке – притоку Напрудной, отсюда и происходит этот топоним.  В старину бытовала  легенда о строительстве церкви  на сбор от "капелек", собранных на строительство в местном кружале (кабаке) – вероятно, ее появление связано с местонахождением когда-то поблизости кружала Посольского приказа. В 1931 г. храм был разрушен, ныне на этом месте жилой дом (№51 по проспекту Мира).

 

Церковь Троицы Живоначальной, что на Капельках

Церковь Троицы Живоначальной, что "на Капельках"
(Альбом Н.А.Найденова, 1882 г.)

 

 

Храм свт. Филиппа – единственная посвященная святителю в Москве приходская церковь – был закрыт в 1939 г., возвращен верующим в начале 1990-х гг. При нем обустроено Сибирское подворье, возведена новая часовня во имя Просветителей земли Сибирской.

 

Церковь свт. Филиппа, митрополита Московского.


Церковь свт. Филиппа, митрополита Московского.
Альбом Н.А.Найденова, 1882 г. (верхнее фото),
 в наши дни (нижнее фото)

 

К северо-западу территория исторического Сущева простиралась в сторону Тверской дороги, где в конце XVI века была учреждена Тверская ямская слобода. Слободская церковь свт. Василия Кесарийского, посвященная одному из Отцов Церкви и Вселенских Учителей, упоминается в документах 1620-х гг. Она стояла на углу нынешних 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Считается, что храм основан великим князем Василием III в честь своего небесного покровителя, основание слободы тоже связывают с его именем; по другой версии, храм заложили выходцы из Пскова, переселившиеся в ямскую слободу, в память об одноименной церкви в их родном городе. Последний по времени постройки пятиглавый храм с колокольней был перестроен в 1880-е гг. из однокупольного (1830 г. постройки).  В 1902 г. при нем была освящена возведенная по проекту Ф.О.Шехтеля в честь бракосочетания царствующей четы узорчатая часовня св. Николая Чудотворца с шатровым завершением в «русском стиле» – она принимала всех желавших помолиться путников, следовавших по Тверской дороге.

Церковь свт. Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе
Церковь свт. Василия Кесарийского в Тверской ямской слободе
(открытка нач. 20 века).

 

При Васильевском храме был организован приют для мальчиков, он находился на углу Бутырского вала и Приютского переулка, которому и дал название. При приюте освятили домовый храм во имя свт. Александра, Патриарха Константинопольского (1892), участника Первого Вселенского Собора в 325 г., непримиримого борца с арианской ересью; это здание сохранилось в сильно перестроенном виде. 

Храм свт. Василия Кесарийского вмещал пять тысяч молящихся; по свидетельству современников, при нем образовался один из богатейших приходов Москвы. Здесь уже в ноябре 1923 г. служили панихиду по Великому Архидиакону Константину Розову по случаю полугодия его кончины, в торжественном богослужении участвовал Патриарх Тихон. В 1925 г. здесь же отмечали юбилей композитора Павла Григорьевича Чеснокова. По воспоминаниям бывшего на торжестве историка В.И.Алексеева, «Чесноков в то время управлял хором в храме Св. Василия Кесарийского на Тверской-Ямской. Храм этот был сравнительно новый, большой, широкий, но приземистый, всегда полный молящимися…Обедня в день юбилея началась в десять. Я пришел в девять и с трудом пробрался только к середине храма. Дальше стояла сплошная людская стена…Служило несколько архиереев, пел сборный хор московских церквей в 150 человек…Причастный стих солировал Холмогоров, затем наступила короткая пауза, и из царских врат медленно проплыли к кафедре на середину храма архиереи, протоиерей и протодиаконы. Такого Москва еще и не видела. Пара за парой, сияя  облачениями и широкими шитыми орарями, вышло одиннадцать пар, двадцать два лучших московских протодиакона. Все мы забыли про усталость. Про то, что стояли уже больше пяти часов…Многолетие для двадцати двух протодиаконов написал специально в честь Чеснокова Кастальский…И был этот юбилей одним из последних таких торжеств перед началом самых страшных в истории христианства гонений… »1).

 

 

12
П.Г.Чесноков
Павел Григорьевич Чесноков (1877–1944) – православный церковный композитор, автор духовной музыки, регент, профессор Московской консерватории. В общей сложности создал около 500 хоровых пьес и сочинений для голоса с хором, а также произведений на стихи русских поэтов и переложений народных песен. Автор дивных сочинений для православного богослужения, в том числе нескольких полных циклов для литургии и всенощного бдения. Композитор и руководимый им церковный хор участвовали в интронизации патриарха Тихона. Регентовал в нескольких московских храмах, в конце 1920-х гг. – в храме свт.Василия Кесарийского. После разрушения храма Христа Спасителя (5 декабря 1931 г.) музыки  не писал…
Павла Григорьевича отличал, по воспоминаниям знавших его людей, не только огромный талант и высокий профессионализм, но глубокая вера, искренность, душевность и уважительное отношение к людям. Эти качества находят отражение в его музыке – понятной и в то же время духовно возвышенной, вдохновенной и глубоко национальной. В некрологе, опубликованном в  Журнале Московской Патриархии в апреле 1944 г., отмечалось, что, «не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии…Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего».

 

После сноса Васильевского храма (в 1935 г.) храмовая икона свт. Василия Великого была передана в храм Преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, где находится и поныне, на северной стене придела во имя Владимирской иконы Божией Матери.

 

Икона свт. Василия Великого в храме прп. Пимена Великого,
Икона свт. Василия Великого в храме прп. Пимена Великого,
перенесенная  из церкви свт. Василия Кесарийского после ее закрытия.

 

В 1900 г. на углу 2-й Тверской-Ямской улицы было открыто подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здание, архитектурно созвучное постройкам самого монастыря,  возведено по проекту А.И. Роопа в 1900–1901 гг.; в строительстве был использован привезенный с Валаама гранит. На первом этаже была заложена часовня в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, а спустя год митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) на втором этаже был освящен большой храм во имя преподобных Сергия и Германа с приделом в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Иконостас был изготовлен на Валааме, иконы написаны знаменитым иконописцем и реставратором В.П.Гурьяновым. Верхний храм вмещал около тысячи верующих и полюбился москвичам. Богослужение велось здесь по монастырскому уставу, с особым валаамским распевом.


Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (фото 1901 г.)
Московское подворье Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря (фото 1901 г.)

 

В 1924 г. подворье было закрыто, храм действовал еще некоторое время. Часть монахов уехала на Валаам, оказавшийся к тому времени на территории Финляндии, 16 монахов осталось при храме, они жили в подвале близлежащего дома и совершали богослужения. Двое насельников подворья – иеромонах Гавриил и инок Таврион – прославлены в сонме Новомучеников и Исповедников Российских.  В 1922 г. здесь служил будущий новомученик архиепископ Тверской и Кашинский Фаддей (Успенский). Частичка мощей святого священномученика Фаддея (память 18/31 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских) хранится в мощевике в алтаре храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках.

С конца 1920-х гг. в здании находилась городская поликлиника. Официально оно было возвращено Валаамскому монастырю в июле 1992 г., и на подворье возобновилась монашеская жизнь. Первая Божественная литургия была совершена 1 августа 1993 г., а 1 мая 1994 г. в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских состоялось первое Пасхальное богослужение.

Вид Подворья с северо-востока (фото 2013 г.)
Вид Подворья с северо-востока (фото 2013 г.)

 

К подворью приписан вновь освященный в 1996 г. после частичного восстановления храм свт. Николая Чудотворца при НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко - бывшая домовая церковь при Петровско-Александровском пансион-приюте Московского дворянства (ул. Фадеева, бывшая 4-я Тверская-Ямская ул., 16, арх.А.Ф.Мейснер). На освящении церкви, совершенном соборно епископом Можайским Парфением 20 января 1902 г., присутствовали Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, преподобномученица (сегодня в храме находится частица ее святых мощей).

 

Иконостас Никольского храма, выполненный в византийском стиле (фото начала 20 в.)
Иконостас Никольского храма, выполненный в византийском стиле (фото начала 20 в.)

 

В начале 1995 г. для оказания помощи больным в институте было образовано сестричество в честь Казанской иконы Божией Матери. Полностью храм восстановлен в 2007 г., освящен 16 апреля 2010 г. наместником Валаамского монастыря, Преосвященным Панкратием, епископом Троицким, викарием Московской епархии.


Восстановленный Никольский храм (2012 г.)
Восстановленный Никольский храм (2012 г.)

Иконостас Никольского храма после реконструкции
Иконостас Никольского храма после реконструкции

 

В помещении бывшей часовни Валаамского подворья на нижнем этаже освящен храм во имя св. блгв. князя Александра Невского. Это посвящение напоминает о другом находившемся неподалеку порушенном храме – хранителе нашей исторической памяти. В 1904 г. на Миусской площади  освятили место для сооружения благодарственного храма-памятника освобождению крестьян от крепостной зависимости в честь небесного покровителя царя-освободителя – святого благоверного князя Александра Невского.

Автором проекта второго по величине после храма Христа Спасителя московского собора был архитектор А.Н.Померанцев (ему принадлежит проект собора св. Александра Невского, воздвигнутого в Софии в память освобождения Болгарии от турецкого ига, и Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве). Померанцев работал по рисункам художника В.М.Васнецова.

Место для собора выбирали долго, наконец остановились на Миусской площади. Участок под строительство был передан городом духовному ведомству, и 19 сентября 1904 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) при большом стечении народа совершил на месте будущего храма молебен.  Храм строился на собираемые всем миром средства, но суммы требовались огромные, и работы начались только в канун Первой мировой войны в сентябре 1913 г. Война затормозила строительство, но в 1915 г. был освящен один придел в нижнем этаже собора (сначала во имя св.апостола Архиппа, в день его памяти был подписан Манифест об освобождении крестьян, затем придел был переосвящен в честь свт. Тихона Задонского), и начались богослужения. Грандиозный бесстолпный собор был увенчан 21 куполами, он мог вместить до 6 тысяч человек.

 

Собор св. блгв. князя Александра Невского на Миусах.
Внешний вид и внутреннее убранство (проект арх. А.Н.Померанцева). 1900 г.

 

Собор св. блгв. князя Александра Невского на Миусах.
Внешний вид и внутреннее убранство (проект арх. А.Н.Померанцева). 1900 г.

Придел во имя свт. Тихона Задонского (1915-1916 гг.)

Придел во имя свт. Тихона Задонского (1915-1916 гг.)

 

В 1917 г. строительство было в основном завершено, оставалась внутренняя отделка. Но довести дело создания храма-памятника до конца было не суждено, богослужения вскоре прекратились. Попытки новой власти переоборудовать помещение собора под разные нужды – предлагалось открыть там крематорий, «Пантеон Коминтерна»,  «Дом химии», Радиодом – не завершились ничем. В 1960 г. здание было  окончательно разрушено, на его фундаменте выстроен Дом пионеров и школьников. Сегодня о храме напоминает только памятный знак и название прилегающей улицы и переулка Александра Невского.


На фотографии 1930-х годов хорошо виден частично обезглавленный
На фотографии 1930-х годов хорошо виден частично обезглавленный
 собор св. Александра Невского.
 На переднем плане – дом на Долгоруковской улице,
 в котором в 1930-е годы жил В.В. Маяковский

 

Миусский Дворец творчества детей и молодежи (бывший Дом пионеров)
Миусский Дворец творчества детей и молодежи (бывший Дом пионеров),
перед ним – памятник писателю А.А.Фадееву и героям его книг.
Построены на фундаменте разрушенного собора
св. блгв. князя  Александра Невского  (фото 2013 г.)

 

Местность Миусское поле (Миусы) упоминается в источниках XVIII века, название тюркского, либо иранского происхождения связывают с рекой Миус, где, как предполагают, после взятия Азова Петр I начал строить гавань, а в Москве находился склад материалов для строительства. Есть и другая, малоубедительная версия происхождения топонима – якобы по имени казненного здесь казака Миюски. Находившиеся здесь лесные склады и лесной рынок дали название прилегающей улице.

Еще в середине ХIX века Миусы оставались неблагоустроенной окраиной Москвы, здесь вдоль окрестных улиц располагались небольшие, в основном деревянные домики с садами и огородами. По свидетельству современников, на окрестных немощеных проездах в грязи застревали экипажи,  их приходилось вытаскивать. Современная планировка улиц и переулков утвердилась в 1890-е гг. На северной окраине площади был построен парк конно-железных дорог, ставший после перехода на электрическую тягу трамвайным парком (нынешний 4-й троллейбусный парк), он принадлежал частным владельцам. Комплекс зданий парка представляет собой образец промышленной архитектуры начала XX века.

Уже в начале  1900-х гг. на свободных от регулярной застройки землях вокруг будущей Миусской площади сложился новый очаг образования и просвещения: здесь было открыто Московское промышленное училище памяти 25-летия царствования императора Александра II (1903, ныне – одно из зданий Российского химико-технологического университета (РХТУ) имени Д.И.Менделеева), и несколько начальных училищ.

На средства неутомимого радетеля о просвещении, образовании и религиозном воспитании молодежи Павла Григорьевича Шелапутина в память об одном из его безвременно умерших  сыновей, Григории, рядом было выстроено ремесленное училище (1903; арх. Р.И.Клейн). Сейчас здесь размещается учебный корпус №4 РХТУ им. Д.И. Менделеева.

 

Павел Григорьевич Шелапутин 
П.Г. Шелапутин
П.Г. Шелапутин с сыновьями
П.Г. Шелапутин с сыновьями

Павел Григорьевич Шелапутин  (1847 – 1914) – благотворитель, общественный деятель, крупный предприниматель. Он был учредителем и одним из владельцев Балашихинской мануфактуры бумажных изделий – крупнейшего предприятия Московской губернии.
Масштабы неутомимой благотворительной деятельности П.Г.Шелапутина потрясают воображение, но современники отмечали и его «изумительную скромность», «умение ставить себя в тень». Член многочисленных благотворительных организаций, после смерти трех своих взрослых сыновей - Григория, Анатолия и Бориса -  в память о них он выстроил в Москве ремесленные и реальные училища, мужскую гимназию, Педагогический институт, женскую учительскую семинарию. При многих из этих образовательных учреждений были освящены храмы, где учредитель состоял ктитором. Павел Григорьевич был ктитором и нескольких других храмов, в том числе церкви Покрова Богородицы в Филях, где у него было имение.
На его средства содержались бесплатные лечебницы, богадельни и приюты, поддерживалось Общество помощи бедным больным и престарелым сиделкам, был построен Гинекологический институт (в память о матери). Здесь работал знаменитый врач В.Ф.Снегирев, которому благотворитель помог получить образование.
П.Г.Шелапутин был также одним из учредителей Музея изящных искусств имени императора Александра II (ГМИИ им. А.С.Пушкина), почетным членом Московского общества испытателей природы.

Умер в канун Первой мировой войны, похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

 


Шелапутинское городское ремесленное училище
Шелапутинское городское ремесленное училище
на Миусской прощади (1903 г.)

 

В 1912 г. на Миусах был открыт первый в России народный университет. Это учебное заведение принимало всех желающих прослушать курс (требовался только паспорт), здесь преподавали известные ученые – экономист-аграрник А.В.Чаянов (1888 – 1937, его имя носит прилегающая улица; малоизвестно, что Чаянов был знатоком Москвы и автором опубликованной в 1918 г. «Истории Миюсской площади»), историк А.А. Кизеветтер и другие. В числе слушателей были С.А. Есенин, А.И.Цветаева. Университет был построен на средства, завещанные золотопромышленником генералом Альфонсом Леоновичем Шанявским, по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица. Закрыт в 1918 г. и передан Коммунистическому университету. Сейчас в здании размещается Российский государственный гуманитарный университет.

В 1913 г. на Миусской площади было заложено новое здание Императорского Московского Археологического института им. императора Николая II (д.3). Это учебное заведение должно было стать центром не только историко-археологического образования, но и, согласно утвержденному в 1907 г. Положению, очагом «научной разработки археологии, археографии и русской истории с ее вспомогательными дисциплинами». «Действительные слушатели» – лица с высшим образованием обоего пола – получали звание «ученого архивиста» или «ученого археолога». В 1922 г. Институт был влит в состав факультета общественных наук МГУ.

 

Закладка нового здания Императорского Московского Археологического института
Закладка нового здания Императорского Московского Археологического института
на Миусской площади в дни Романовских торжеств, май 1913 г.

 

 

Здание Императорского Московского Археологического института имени Императора Николая II
Здание Императорского Московского Археологического института имени Императора Николая II –
образец русского неоклассицизма (не сохранилось).

 

В 1909 г. на средства супруги владельца знаменитой кондитерской фабрики Абрикосовых -  Агриппины Александровны Абрикосовой, матери 22 (!) детей, был открыт родильный приют для родовспоможения больным роженицам. Новое здание было выстроено на завещанные благотворительницей средства уже после ее кончины, территорию под застройку выделил город. Родильный дом был освящен в 1906 г. и назван в память А.А.Абрикосовой, он был оборудован по последнему слову медицинской техники того времени и считался образцовым. После долгих лет забвения ему возвращено имя благотворительницы (2-я Миусская ул., 1/10). Все дети Абрикосовых (выжило 17) получили высшее образование, многие продолжили семейные традиции  благотворительности. В 1992 г. в Москве состоялся « Первый конгресс рода Абрикосовых».

 

А.А. Абрикосова (1832-1901)
А.А. Абрикосова (1832-1901)

Роддом № 6 им. А.А. Абрикосовой
(фото 2013 г.)

 

Соседняя с Миусами Долгоруковская улица – дорога на Дмитров, проложена по пограничной территории Новодмитровской (Новой) слободы и Старой Сущёвской. Уже в XVI веке здесь на слободском приграничье стоял  деревянный храм свт. Николая Чудотворца. Первое достоверное упоминание о нем относится к 1625 г. Храм называли «Никола в Новой слободе», а также «Никола под вязками», или «под весками», отчего улица иногда именовалась «Подвески».

В середине XVII века Новодмитровская слобода слилась с Сущёвской, в обеих слободах насчитывалось тогда около 150 дворов. В 1670-е гг. на месте деревянной было начато строительство каменной церкви, в 1703 г. главный престол был освящен во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел – во имя свт. Николая Мирликийского. Новая трапезная и пятиярусная шатровая колокольня были пристроены в начале ХХ века (арх. С.Ф.Воскресенский и Н.С.Курдюков).

 

Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе
Церковь Николая Чудотворца в Новой слободе
(фото из Альбома Н.А. Найденова, 1882 г.)

Никольская церковь с перестроенной колокольней (фото 1910х г.)
Никольская церковь с перестроенной колокольней (фото 1910х г.)

 

В 1934 г. храм был захвачен обновленцами и в 1936 г. – закрыт. После капитальной перестройки и пристройки административного корпуса здесь разместили Центральный антирелигиозный музей, в нем хранились мощи свт. Иоасафа Белгородского.

После войны (в 1946 г.) здание было передано студии «Союзмультфильм», здесь работали самые известные художники-мультипликаторы страны  –  Ф.С.Хитрук, Ю.Б.Норштейн и многие другие, создавались известные нескольким поколениям шедевры отечественного анимационного кино. Согласно принятым после длительных согласований решениям Студия будет переведена в Останкино, а здание храма передается верующим. 

Община храма зарегистрирована в 1993 г. С декабря 2011 г. возобновились регулярные богослужения, они совершаются в сохранившемся доме причта (Долгоруковская ул., 23), который община получила в безвозмездное пользование. На прилегающей к храму территории сохранился  дом дьякона Истрина.

 

Фасад студии «Союзмультфильм» (фото 2013 г.)
Фасад студии «Союзмультфильм» (фото 2013 г.)

Дом причта (в центре), полуразрушенные колокольня
Дом причта (в центре), полуразрушенные колокольня
 и трапезная Никольского храма (фото 2013 г.)

 

Храм свт. Николая в Новой слободе изображен на картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». Художник жил в 1880-е годы в начале нынешней Новослободской улицы (в доме №18, затем №20). Здесь в небольшой тесной мастерской он писал это знаменитое историческое полотно, и здесь искал «натуру» для пейзажных зарисовок. На этой же улице в 1890-е гг. в доме Черненко (не сохранился) находилась мастерская друзей-художников  – В.А.Серова и К.А.Коровина.


Боярыня Морозова. Худ. В.И.Суриков. (1884 -1887, ГТГ).

 

Почти напротив Никольского храма, на четной стороне Долгоруковской (Каляевской) улицы, до начала 1990х гг. стоял двухэтажный дом (№24), жизнь которого также связана с историей московской благотворительности. С середины позапрошлого века этот дом принадлежал Московскому Дамскому попечительству о бедных, основанному в 1844 г. княгиней Софией Степановной Щербатовой (урожденной Апраксиной, 1798-1885), которая до 1876 г. была его председательницей и возглавляла Сущёвское отделение.

 

Фото Каляевской (ныне Долгоруковской) улицы, 1980-е гг.
Фото Каляевской (ныне Долгоруковской) улицы, 1980-е гг.
Дом № 24 – второй слева. Эта послепожарная историческая застройка улицы
(первой половины – середины ХIХ вв.) не сохранилась.

 

Портрет кн.С.С. Щербатовой.
Портрет  кн. С.С. Щербатовой.
Худ. О.А.Кипренский, 1819 г.

Княгиня София Степановна Щербатова, урожденная Апраксина  (1798-1885) – благотворительная деятельность этой замечательной женщины была известна всей России.
После смерти супруга она передала в пользу попечительства денежные пособия, пожалованные ей как вдове за заслуги А.Г.Щербатова перед Отечеством. В течение пятидесяти лет княгиня и ее дети Ольга и Александр остаются главными жертвователями попечительства.
Московская усадьба Софии Степановны на Садово-Кудринской была центром благотворительности Москвы. После кончины княгини усадьба была передана её сыном А.А. Щербатовым в дар городу. В ней была размещена детская больница с домовым храмом во имя св. мчч.Татианы и Софии (ныне детская клиническая больница № 13 им Н.Ф.Филатова; храм восстанавливается).

 

Во время эпидемии холеры 1848 года княгиня София Степановна, при поддержке своего супруга – московского генерал-губернатора князя Алексея Григорьевича Щербатова, организовала в рамках Сущёвского отделения первую в Москве Никольскую Общину сестер милосердия, которая до 1851 г. располагалась  в доме на тогдашней Новослободской улице (с 1877 г. – Долгоруковской,  переименована в честь московского генерал-губернатора В.А.Долгорукова) и получила свое наименование от находившегося по соседству Никольского храма. Сестры ухаживали за больными в созданной «святым доктором» Ф.П. Гаазом Полицейской больнице для бесприютных бедняков и в Старо-Екатерининской больнице. Привлечение сестер было его инициативой и новым тогда для России опытом участия женщин в медицинской работе, раньше в больницах работали мужчины.

При общине находились сиротский приют и богадельня для престарелых женщин. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, сестры Никольской общины ухаживали за ранеными в госпиталях Крыма. После кончины попечителей Община увековечила в своей деятельности и в названии их имена.

Билет сестры милосердия Никольской общины (1914 г.)
Билет сестры милосердия Никольской общины (1914 г.)

 

Пасхальная открытка Никольской Общины сестер милосердия
Пасхальная открытка Никольской Общины сестер милосердия

 

 

В 1851 г. Никольская община переехала в район Новоспасского монастыря, а в доме Попечительства  на Долгоруковской через несколько лет расположилось другое богоугодное заведение – Приют во имя св. Марии Магдалины для женщин,  девушек и малолетних девочек, «впавших в разврат и желающих выйти из него». Это совершенно новое для России учреждение было также создано Дамским попечительством о бедных в 1866 г.  Первой руководительницей приюта была княгиня Ольга Алексеевна Голицына - дочь княгини С.С. Щербатовой и продолжательница её дел милосердия. Женщины и девушки, прожившие в приюте три года, получали право на помощь в трудоустройстве. Они работали сиделками в больницах и в частных домах. Выходившие замуж получали скромное приданое.

 

Портрет княгини Ольги Алексеевны Голицыной,
Портрет княгини Ольги Алексеевны Голицыной,
урожденной Щербатовой (1829-1879). Худ. П.Ф. Соколов.

 

Во дворе Сущевского отделения Попечительства (начало 1910х г.)
Во дворе Сущевского отделения Попечительства (начало 1910х г.)

 

На противоположной, нечетной стороне Долгоруковской улицы, на углу Весковского переулка, стоит уцелевшее до наших дней здание бывшего доходного дома №35, принадлежавшего семье Смирновых, владельцев  знаменитой торговой марки водки (субарендатор и совладелец части дома до 1915 г.– генерал А.С.Мартиросов). Доходы от аренды шли на содержание и благоукрашение Ново-Пименовского храма, где на средства семьи Смирновых по проекту Ф.О. Шехтеля  был сооружен уникальный беломраморный иконостас в византийском стиле. 

 

Бывший доходный дом Смирновых на углу Долгоруковской ул. и Весковского пер. (фото 2013 г.)
Бывший доходный дом Смирновых на углу
Долгоруковской ул. и Весковского пер. (фото 2013 г.)

 

Неподалеку на Долгоруковской улице, близ здания  Бутырской тюрьмы,  в 1880-х гг.  был выстроен дом для проживания родственников заключенных. Средства на строительство этой бесплатной гостиницы пожертвовал московский благотворитель, владелец текстильных фабрик Флор Яковлевич Ермаков, неутомимый строитель и попечитель богаделен, народных столовых и странноприимных домов.

Бутырская тюрьма занимает большой участок у пересечения нынешних Новослободской и Лесной улиц. Здесь  у деревни Бутыркино (название означает «жилище на отшибе») в конце XVIII в. был расквартирован Бутырский гусарский полк, названный по этой местности. Рядом с казармой полка находился старый деревянный острог, вместо которого в 1770-е - 80-е гг. по проекту М.Ф.Казакова был построен Бутырский тюремный замок.  В1775 г. одним из первых  сидельцев строившейся каменной тюрьмы стал Емельян Пугачев, поэтому за одной из башен замка, где он, как принято считать, содержался, закрепилось название «Пугачевой».


Проект тюремного замка 1784 г.
Проект тюремного замка 1784 г.

 

Условия содержания в этой и других тюрьмах были очень тяжелыми. Над облечением участи заключенных неутомимо трудился главный тюремный врач Москвы «святой доктор» Ф.П.Гааз. Во дворе Бутырок по его настоянию были насажены тополя, в камерах настелили кафельные полы и установили нары, при тюрьме были открыты мастерские,  организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следовавших за ссыльными, со школой для детей.

 

Федор Петрович Гааз, при жизни названный народом "святой дохтур".
Федор Петрович Гааз, при жизни названный народом "святой дохтур".

Памятник Ф.П.Гаазу во дворе
Памятник Ф.П.Гаазу во дворе
Полицейской больницы.1909 г.
 (открытка нач. ХХ в.)

«Святой доктор» Федор Петрович (Фридрих-Иосиф) Гааз (1780–1853) посвятил жизнь облегчению участи заключенных и больных, делам христианского милосердия и смягчения нравов. Его неутомимые усилия и его пример христианской любви к ближнему во многом способствовали улучшению пенитенциарной системы и организации врачебного дела в России. Немец по рождению и католик по вероисповеданию, он с молодости состоял на русской службе, во время Отечественной войны был хирургом в действующей армии.
В течение многих лет Ф.П. Гааз был главным врачом московских тюрем,  секретарем Комитета попечительства о тюрьмах, возглавляемого свт.Филаретом (Дроздовым), с которым его связывало и общее дело, и дружба. Святитель не раз заступался за самого доктора перед власть предержащими, которым тот досаждал ходатайствами о «несчастных».
Доктор Гааз был известен своей безграничной добротой, состраданием и бескорыстной помощью «униженным и оскорбленным». Он сам хлопотал за тех, кому неоткуда было ждать помощи, и создал особый институт справщиков – ходатаев по их делам, раздавал заключённым все свои заработки, отдавал все получаемые от благотворителей средства, все, что имел. По его ходатайству в тюрьмах были введены облегченные кандалы, которые доктор испытывал на себе, улучшены тяжелейшие, порой невыносимые условия содержания узников. Он неизменно приходил провожать каторжников на этап, давал им в путь Евангелие и «Азбуку христианского благонравия», которую подготовил и издал сам, приносил еду и теплые вещи, часто шел с ними часть пути.
Для самых бедных, бесприютных доктор организовал Полицейскую больницу, при которой долгие годы и жил, бесплатно лечил и снабжал их лекарствами, открывал приюты и школы, не уставал просить о помощи и привлекать к делам милосердия благотворителей.
Хоронили доктора за казенный счет, никакого имущества после него не осталось; на похороны пришли около двадцати тысяч человек. К ограде его могилы на Введенском (Немецком) кладбище Москвы прикреплены легкие «гаазовские» кандалы, и сегодня здесь - живые цветы.

 


Бутырская тюрьма в 1930-е годы.
Бутырская тюрьма в 1930-е годы.

 

В Бутырском замке находится  древнейший из сохранившихся в столице тюремных храмов – храм Покрова Пресвятой Богородицы (арх. М.Ф.Казаков, 1782). Храм был закрыт в 1922 г. и не раз перестраивался под нужды тюрьмы. Возведенная в 1909 г. звонница не сохранилась.

Фасад тюремного храма Покрова Пресвятой Богородицы (фото начала 20 в.)
Фасад тюремного храма Покрова Пресвятой Богородицы (фото начала 20 в.)

 

В 1920-30-х гг. XX века, в годы лютых гонений на Церковь и Веру Христову, в Бутырских казематах  находились в заключении верные сыны  Русской православной церкви, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских: митрополит Петроградский Серафим (Чичагов , †1937 ноя.28/11 дек.), архиепископ Верейский Илларион (Троицкий, †1929 дек 15/28 ), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов, †1937 окт. 8/21), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский, †1937 авг. 13/26), преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев, †1938 авг. 30/12 сент.), протоиерей Иоанн Восторгов (†1918 авг. 23/5 сент.), протоиерей Владимир Амбарцумов (†1937 окт.23/5 ноя.), протоиерей Владимир Соколов (†1940 авг. 28/9 сент.), протоиерей Сергий Мечёв (†1942  дек. 24/6янв.), священник Иоанн Плеханов (†1938 март 12/25),  и многие, многие другие.

После долгих лет богоборчества, в 1989 г. впервые в Бутырской тюрьме появился священник. Им был приснопамятный протоиерей Глеб Каледа (1921-1994), духовно окормлявший, исповедовавший заключенных, в том числе приговоренных к смертной казни; 23 октября 1993 г. отец Глеб был назначен настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы, освященного в 1992 г. и располагавшегося на третьем этаже перестроенного здания церкви.

 

Отец Глеб совершает первую литургию в восстанавливаемом храме.

Отец Глеб совершает первую литургию в восстанавливаемом храме.

 

Отец Глеб совершает первую литургию в восстанавливаемом храме.
Светлая седмица, апрель 1992 г.

 

Обращаясь к памяти новомучеников и исповедников Российских, отец Глеб говорил, что «наша современная беда в том, что мы мало знаем новомучеников и исповедников; не учимся на опыте их веры и жизни». Если канонизировать их всех, «то в Русской Православной Церкви будет больше святых, чем во всех остальных поместных Церквах вместе взятых — вот в чем сущность и содержание истории Православия России в XX веке»2).

 

Надпись над входом в тюремный храм
Надпись над входом в тюремный храм.

 

Стена  Новомучеников – узников Бутырки в Покровском храме

 

В настоящее время заключенных окормляют священники из разных московских храмов. Для Покровского храма уже написаны и продолжают писаться  иконы новомучеников-узников Бутырки. Сегодня число прославленных новомучеников и исповедников, прошедших через Бутырку, составляет 201 человек3), и этот список продолжает пополняться…

 

За «Бутырками» начинается другой исторический район старой Москвы...

 

 


 

  1. Василий Алексеев. Московские протодиаконы. Отец Михаил Холмогоров //  Новый журнал, Нью Йорк, 1974-75, №№ 117-118. Доступ: Диаконское служение в Православной Церкви. http://deacon.ru/library/deacons-ocherki/20-memories.html
  2. Протоиерей Глеб Каледа. День Всех святых, в земле Российской просиявших знаемых и незнаемых - праздник Русской Православной Церкви. // Полнота жизни во Христе. Проповеди. М.: 2001. Доступ: http://www.wco.ru/biblio/books/kaleda4/H14-T.htm
  3. По состоянию на сентябрь 2013 г.См.: Новомученики – узники Бутырской тюрьмы // Храм свт. Николая Чудотворца в Бирюлеве. Новомученики.  Доступ:  http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/butrka_nm.html. Изображения св. икон см.: http://www.butyrka.stnikolas.ru/component/option,com_zoom/Itemid,22/catid,1/

     

 

Предыдущая страница

Следующая страница

 

 

 

 

 

 


 

Дизайн и разработка ©  2012 - SNG-STM

 

HitMeter.ru - счетчик посетителей сайта, бесплатная статистика